Этот текст был написан мной в далеком (а по интернет меркам — древнем) 2014-м году. Но, как ни странно, мало что изменилось. Тем более это просто теория. А ваше мнение очень бы хотелось узнать, внизу страницы есть форма для комментариев.

ТЕОРИЯ ЛАЙКОВ.

Очень давно хочу написать о лайках в социальных сетях, ведь тема довольно интересная и неоднозначная. Я бы выделил 2 типа лайков: органические (отметки «мне нравится» люди ставят от чистого сердца), и рекламно-коммерческие.

Наверняка вы, также как и я, устали от обещаний прочитать текст до конца, перейдя по странице, а потом еще и еще, поэтому предлагаю порассуждать про сердечки и большие пальцы, которые мы ставим по своей воле и от огромной Рунетовской души. Хочу сказать, что эта заметка — всего лишь теория и личные наблюдения, не претендующая на аксиому модели поведения в сети. И мне очень былло бы интересно обсудить с вами прочитанное.

В середине октября 2010 года, пользователи ВКонтакте заметили возможность поставить сердечки к записям своих друзей и даже к своим записям. Я всегда считал и считаю, что ставить лайки самому себе – это моветон и показатель одиночества в сети. Признаюсь, я скрываю новости от этого человека в своей ленте, благо таких людей пару человек. Но мы отошли от революции – а появление ВКонтакте, вслед за Фэйсбуком, кнопочек «Мне нравится» действительно навсегда изменило соц.сети, придав новый импульс, более человечную окраску, да и просто сблизив людей. Ведь действительно, человеку кликнуть один раз мышкой рядом с фото ничего не стоит, как ему кажется. Так было в 2010-м, сегодня лайки покупаются, продаются, за них ругаются, из-за них даже разводятся. Сегодня лайки управляют отношениями в сети.

Скажите, какой пост в вашей ленте наберет больше всех лайков? Конечно обновление аватарки. Так сложилось, что это довольно большое событие для пользователя, и чем реже мы меняем аву, тем больше лайков получим. Это ни в коем случае не правило, это моя теория. Единственное, о чем можно сказать с уверенностью – сегодня выбор фото, создание и редактура себя любимого для своей страницы вызывает нервные колики: «А вдруг я в жизни выгляжу полнее?» (Если возникает такой вопрос, 95% так и есть). Мы ждем каждый лайк, считаем количество и наслаждаемся результатом. Лайк для новой авы – это показатель того, что друг не просмотрел изменение профиля в своей ленте, все довольны. Только возникает очень важный вопрос – какова цена этого сердечка? Как говорилось раньше, человек мог вообще не разглядеть ваше прекрасное фото, поставив сердечко только прочитав в своей ленте: «Антон Герман обновил фотографию профиля». И не важно, что он лежит полубоком на кровати со сшитыми никтами носками, неважно даже, что эту фотографию обновили друзья, пока он спал.

Но отойдем от прагматизма и окунемся в романтику. Скажите сами себе, только честно, как сильно вы ждали лайка от человечка, к которому неравнодушны? «Он онлайн, значит видел мой ванильный статус,» — но почему не реагирует, он же про него. Только предмет обожания в этот момент на пробежке слушает музыку из ВК, да и вообще не читает ленту. Но есть ведь и те, кто дожидается. Только человек открывает свой пост, наводит мышкой на список оценивших и создает скриншоты в своей памяти. Пройдет может несколько лет, они никогда больше не встретятся, но этот лайк повзрослевшая девушка будет хранить как драгоценный момент. Как самый дорогой лайк, и ей не важно, что тот парень поставил его случайно или вообще не он – девушка в тот момент была им обручена.
С появлением 2-3 года назад коммерческих групп и набирающих подписчиков конкурсами пабликов, сегодня мы безумно устали от бесконечных просьб поставить #лайк и сделать репост, чтобы выиграть никогда не разыгрывающуюся коробку Киндеров (да, нас всех обманули тогда). Мы ставим и не ставим лайк одной и той же фотке в разных группах, потому что идем на поводу толпы, поддерживая #пост, призывающий лайкнуть, и нам некогда думать – быстрее кликнуть, раз просят.

Ставь лайк, сука!

Лента наших новостей настолько пестрит всем нужным, интересным и отвратительным, что мы просто не успеваем задуматься, делаем репост конкурса без надежды выиграть, забывая про своих друзей, которые должны просматривать этот информационный ураган. Благодаря легким и ненужным лайкам, наши страницы становятся неинтересными, теряя свою ценность и самобытность. Как это не странно звучит, благодаря лайкам, пользователи теряют свое мнение, а индивидуальность многих интересных мне ранее друзей захвачена репостами из #MDK и Трахни Нормальность.

Но нам повезло. Через 3-4 года #ВКонтакте будет востребован уникальный контент, социальные сети устанут от однообразия мемов и плоского юмора контент-менеджеров групп миллионников. (Тут я немного ошибался — прим. из 2016 года) Нам вдвойне повезло – если вы читаете эти строки, вы дошли до конца и осилили длинный текст, так не любимый школотой и «репостниками», не имеющих мнения в сети.. Ну и конечно я не скрою, что мне приятно будет увидеть ваш лайк к посту, если во многом согласны, коммент «-», если во многом нет. На то это и теория, чтобы высказываться. Теория лайков.

Антон Герман

v